Андрей Г. Возьянов

Европейский университет, Санкт-Петербург

Статьи. Исследования

В статье анализируется комплексное влияние проездных льгот пожилому населению на инфраструктуру общественного транспорта в украинских городах 1990 – 2000‑х годов. Автор использует понятие «ассамбляжа», чтобы проследить неочевидные эффекты дифференцированной тарификации. Ассамбляж образуют разнородные элементы, такие, как вагоны и рельсы, политический курс государства, возрастное деление пассажиров и морально-этические представления, используемые горожанами. Льгота на проезд с советского периода трансформировалась из привилегии в форму государственной и муниципальной помощи малообеспеченным слоям населения. В 2005‑м году закон обязал частных перевозчиков (маршрутные такси) перевозить льготников бесплатно. Эта ситуация была воспринята как несправедливая не только перевозчиками, но и самими льготниками, которые продолжили оплачивать проезд в маршрутках. Автор демонстрирует, какие эффекты произвела льгота при пересборке транспортной мобильности в городе. Льготники со своим специфическим статусом оказываются то случайными жертвами, то объектами заботы, то решающим фактором для сохранения инфраструктуры электротранспорта. Статья основана на данных полевого исследования пассажирских практик в Мариуполе 2011 – 2013 гг.

Ключевые слова: общественный транспорт, мобильность, инфраструктура, справедливость, возраст.

Скачать