Ирина В. Дуденкова

РАНХиГС, Москва

Статьи. Теория

В статье рассматриваются проблемы, связанные с выделением социологии детства в особую дисциплину, выбравшую курс на «теоретическое освобождение» детей. Вразрез с традиционной социологической парадигмой «социализации» дети считаются в ней не переменной, а константой социологического анализа. Автор анализирует теоретические и практические затруднения, с которыми сталкивается новая социология детства, пытаясь рассмотреть ребенка в качестве агента социальных изменений, а также оспорить естественность различия между взрослыми и детьми. Неудачи теоретического проекта связываются с некритическим заимствова-нием понятийного аппарата и методов поколенческого анализа. Автор заключает, что интенции новой социологии детства вступают в противоречие с философско-антропологическими и эпистемологическими установками самих социальных наук, в результате чего исследовательский проект теряет когерентность и теоретическую влиятельность.

Ключевые слова: социология детства, социология возраста, субъективность, автономия, поколение, нормативность.

Скачать