Дарья В. Димке

Европейский университет, Санкт-Петербург

Статьи. Исследования

Европейской и американской культурам XX века было свойственно представление о детстве как своеобразном замкнутом мире, а о ребенке — как существе, которое нужно оберегать от столкновения с миром взрослых с его трудностями и проблемами. Однако существовали общества (СССР и нацистская Германия) и сообщества(к примеру, кибуцы и общины толстовцев), для которых было характерно прямо противоположное представление о детстве: дети воспринимались как партнеры взрослых в  деле строительства нового общества. Педагогическая технология в этом случае была направлена на слияние мира детей с миром взрослых, которое выражалось в общих ритуалах, символах и структурах. Общую черту обществ и сообществ, для которых характерна такая педагогическая технология, можно концептуализировать через понятие «утопии»: их целью было построение нового типа человеческого общежития. Такой способ жизнестроительства в обязательном порядке предполагал особого рода работу с культурной памятью —равнение на  идеал. Практиковать утопический образ жизни значило участвовать в истории, постоянно соотносить себя с нею. Каким образом такое отношение к прошлому трансформировало педагогические технологии? Как это отражалось на повседневной жизни детей и подростков, какие ритуалы, практики и игры порождало? Как выстраивались отношения между поколениями внутри таких бществ и сообществ? Этому кругу исследовательских вопросов посвящена статья.

Ключевые слова: антропология утопии, культурная память, утопическое сообщество, А. Макинтайр, практика по А. Макинтайру, «внутреннее благо», К. Мангейм, педагогические технологии, советский утопический проект, утопическая концепция детства, поколения

Скачать