Александр П. Назаренко

МВШСЭН, Москва

Статьи. Исследования


В статье рассматривается напряжение между образовательной и научной деятельностью в современном университете. Основной тезис работы состоит в том, что конфронтация между образованием и наукой связана с двумя институциональными логиками университета: быть совершенным образовательным учреждением («эффективность») и одновременно местом по производству научного знания («истина»). Образовательная деятельность сопряжена с эффективностью, тогда как исследовательская — с поиском истины. Для образования характерны количественное измерение, ориентация на показатели. Наука в свою очередь полагается на этические императивы, которые регламентируют действия ученых в исследовательской работе. Вопрос о комплементарности образования и науки возникает, когда две логики сталкиваются. На примере российских университетов предлагается рассмотреть конфликт логик и определить ряд его следствий. В первом разделе статьи приводится обзор основных принципов гумбольдтовской модели университета и рассматриваются исторические причины ее ослабления в современной системе высшего образования: национал-социализм в Германии; конфронтация между СССР и США в период «холодной войны»; распространение доктрины устойчивого развития. Во второй части проводится различение между логикой эффективности и истины. В частности, акцент делается на концептуальных основаниях обоих. В заключительном разделе подчеркивается тезис о том, что принципы, на которых строится логика эффективности в образовательном процессе университета, переносятся на науку, подминая и редуцируя принципы логики истины. Это приводит к нескольким следствиям. Во-первых, недовольство преподавателей вузов требованиями быть эффективными и в образовательной, и в исследовательской деятельности. Во-вторых, редуцирование логики истины логикой эффективности приводит к неразличимости в академическом мире того или иного университета как «фабрики научного знания».

Ключевые слова: университет, высшее образование, образовательный процесс, исследовательская деятельность

Скачать