Статьи. Теория

В статье рассматриваются место и роль понятия «анахронизма» в рамках модерного режима историчности. Возникший одновременно с самим этим режимом, анахронизм долгое время прочитывался как застрявшее в настоящем прошлое с его неразличением прошлого и настоящего. Сегодня ситуация существенно изменилась: из досадного недоразумения анахронизм превратился в критический инструмент, проблематизирующий самотождественность современности. Однако, даже будучи таковым, базовые рамки устоявшегося исторического сознания он оставляет в неприкосновенности. С другой стороны, радикальные попытки расправиться с Новым временем, увидеть за иллюзией линейной хронологии политемпоральность лишают концепт анахронизма всякого, в том числе и критического смысла. Возможно ли совместить радикально имманентную онтологию с представлением об анахронизме как важнейшем инструменте историографической рефлексии? Ответ, как представляется, следует искать в пространстве, открываемом текстами Жиля Делеза. Фактически во всех текстах, где Делез обсуждает вопрос времени, появляется довольно странное темпоральное измерение. Он называет его по-разному — Эон, «пустая и чистая форма времени», «нехронологическое время» — и связывает с пространством виртуального. Американский философ Мануэль Де Ланда предложил «топологическую» интерпретацию этого измерения. Такое толкование открывает новые возможности для историографии вообще и для нового понимания анахронизма, в частности. Здесь мы сталкиваемся и не с напряжениями между различными измерениями единого темпорального потока, и не с мирным сосуществованием всех времен «одновременно», а с просвечиванием виртуального в конкретном актуальном ассамбляже или сборке.

Ключевые слова: анахронизм, модерн, ассамбляж, картографирование, топология, виртуальное, план имманенции

Скачать