Екатерина Н. Моисеева

Европейский университет в Санкт-Петербурге

Статьи. Исследования

В данной статье рассматривается, как российские адвокаты устанавливают контроль над клиентами. Адвокат-клиентские отношения — это взаимодействие обладателей экспертного знания с обывателями, при котором вопрос доверия стоит особенно остро. По сути, адвокат — продавец, который знает все о своих услугах, а клиент — покупатель, находящийся в состоянии полной неопределенности. Граждане редко прибегают к услугам адвокатов, а потому слабо представляют, чем те занимаются, и относятся к ним с бóльшим недоверием, чем, скажем, к врачам, которых видят постоянно. Заручиться доверием клиента — первоочередная задача каждого адвоката. В противном случае клиент либо пойдет за консультацией к другому специалисту, либо будет скрывать от адвоката важную информацию и подвергать сомнению его действия. В самом общем виде цель работы адвоката при взаимодействии с клиентом состоит в том, чтобы получить карт-бланш на управление его поведением, но при этом не давать никаких гарантий. Клиенты склонны оценивать работу адвоката постфактум по вынесенному решению. Адвокаты же знают, что далеко не каждое дело можно «выиграть», поэтому видят свою задачу в социализации клиентов в правовой реальности и снижении уровня их притязаний. Общаясь с клиентами, адвокаты демонстрируют не только знание норм права, но и владение инсайдерской информацией о том, как работает судебная система и как в ней ориентироваться. Указывая на неопределенность и непредсказуемость правовой сферы, они снимают с себя ответственность за конечный результат.

Ключевые слова: профессиональная диагностика, экспертное знание, контроль над клиентом, доверие, российские адвокаты

Скачать